25 апр 2023

История женских купальников или история женской эмансипации

Очень интересно отметить, что развитие и трансформация женских купальных костюмов напрямую отражает историю женской эмансипации. Давайте нырнем поглубже в историю в виде небольшого таймлайна – и узнаем, как же появился и развивался главный элемент женского курортного гардероба.

18 ВЕК

В восемнадцатом веке купание в море стало популярным видом отдыха. Считалось, что купание в море приносит значительную пользу здоровью, поэтому оно поощрялось как для женщин, так и для мужчин. Однако полностью погружаться в воду не рекомендовалось. Это считалось особенно важным для женщин, поскольку активность в воде не считалась достаточно женственной. Для купания женщины надевали свободные, открытые халаты, похожие на сорочку.

Купальное платье на рисунке 1 датируется 1767 годом и принадлежало Марте Вашингтон, жене командующего Континентальной армией, а позже первого президента США Джорджа Вашингтона. В каждую четверть платья, чуть выше подола, вшиты небольшие свинцовые грузики. Это делалось для того, чтобы платье не всплывало в воде, помогая женщинам сохранять скромность.

Самый первый купальный костюм

Самый первый купальный костюм

19 ВЕК

В 19 веке водные развлечения стали более популярны не как оздоровительные процедуры, а как вид отдыха, поэтому купальные костюмы стали чуть более удобными, хотя все еще имели много недостатков.

Купальные наряды состояли из купального платья, трусиков и чулок, часто из шерсти или хлопка. Эти ткани становились тяжелыми при намокании и вряд ли подходили для активной деятельности. В данном случае можно сказать, что женские купальники, которые запрещали легко двигаться в воде, отражали и поддерживали социальные и физические ограничения для женщин в патриархальном обществе 19 века.

В Викторианскую эпоху, известную своими строгими моральными ценностями, женщины часто использовали купальные машины для входа в море и выхода из него. Купальные машины представляли собой маленькие домики на колесиках, которые втягивались в воду и вытягивались из нее лошадьми. В них женщины могли переодеться в уединении, прежде чем войти в море.

19 ВЕК

Купальные машины

Альтернативной женской одеждой для купания, получившей распространение в конце Викторианской эпохи, был так называемый костюм принцессы (Princess). Это была цельная одежда, где блузка прикреплялась к брюкам. Сверху женщины надевали юбку длиной до середины бедра, которая отвлекала внимание от фигуры. Одежда, как правило, была темных цветов, поэтому нельзя было определить, намокла ли одежда. Костюмы были не самыми практичными, ограничивая движения рук и утяжеляя их в воде.

Костюм Princess стал катализатором значительных изменений в женских купальниках, которые произошли в будущем. Наиболее очевидно, что костюм принцессы положил начало цельному купальнику для женщин. Во-первых, к 1890-м годам брюки костюма принцессы были укорочены, чтобы их не было видно под юбкой. Материал, который использовался для создания костюма принцессы, отошел от фланели, потому что она становилась тяжелой, когда намокала, в пользу саржи и других трикотажных материалов.

Купальные машины

1900-1945

В двадцатом веке женские купальники претерпели значительные изменения в результате материального прогресса и все более либеральных модных тенденций.

Так, например, впервые женщинам было разрешено соревноваться в плавании на Олимпийских играх 1912-го года.

Что касается самих купальников, то в 1910-х годах компания Jantzen, первоначально известная как Portland Knitting Company, была ведущим производителем купальных костюмов. Сначала Jantzen производила так называемые "шерстяные костюмы" для гребных клубов. Они стали очень популярными, и поэтому Jantzen выпустила их на рынок для более широкой аудитории. Интересно, что только в 1921-м году Jantzen назвала эту одежду купальником.

Купальник Jantzen, 1921 год

Купальник Jantzen, 1921 год

Speedo, австралийская компания по производству одежды, начала экспериментировать с купальниками в 1914-м году. Для обоих полов купальники были одинаковые – как правило, топ был с короткими рукавами или в виде жилета, а штаны были длинные. В то время как социальные реформы уже начались, коммерческий сектор отставал от них. Поэтому и Jantzen, и Speedo продолжали продавать свои унисекс-купальники на протяжении 1910-х годов.

После Первой мировой войны тренды женских купальников стали различаться на разных континентах. В Америке и Европе женщины носили трикотажные купальники, которые заменили купальный костюм. При этом в Америке женщины предпочитали практичный и спортивный образ, в то время как европейские женщины выбирали более облегающие силуэты купальников, которые плотно прилегали к телу. Еще одно ключевое различие между двумя модными тенденциями заключалось в том, что в Америке мода на женские купальники была доступна очень многочисленному среднему классу, в то время как в Европе существовало четкое классовое разделение на то, что женщины могли или не могли позволить себе купить для выхода на пляж. Состоятельная женщина могла выделиться, надев купальный костюм из шелкового джерси, а не обычный вязаный.

В этот же период купальники стали появляться в журналах как модная одежда, а многие модельеры начали переосмыслять женские купальники на свой лад. Коко Шанель создала цельный купальник, сотканный из ткани букле, который мог бы сойти за унисекс. Благодаря тому, что Шанель занялась купальниками, они вошли в современную моду. Купальники также можно было найти в таких бутиках как Lanvin, Molyneux, Schiaparelli и Poiret.

История женских купальников или история женской эмансипации

Обложка Vogue 1920-х годов

Важно отметить, что к концу 1920-х годов загорелая кожа перестала быть признаком рабочего класса, а наоборот, стала модной и свидетельствовала о том, что человек отдыхает, а значит, обеспечен. Настолько, что в 1932 году Эльза Скиапарелли запатентовала купальник без спины со встроенным бюстгальтером с единственной целью – избежать линий загара от бретелек купальника во время принятия солнечных ванн.

Обложка Vogue 1920-х годов

Купальник, придуманный Эльзой Скиапарелли

Одним из самых значительных моментов в истории женских купальников стало создание бикини в 1946-м году. Дизайн бикини принадлежит двум разным дизайнерам, которые представили революционный предмет одежды в одно и то же время. Жак Хейм, французский модельер, в мае 1946 года создал минималистский купальник из двух частей под названием Atome. Эта модель состояла из верхней части, напоминающей бюстгальтер, и нижней части, закрывающей попу и пупок. Позже в том же году, в июле 1946 года, Луи Реар, инженер, ставший дизайнером, создал то, что он назвал бикини. Скудный дизайн Реара состоял всего из четырех треугольников материала, которые скреплялись между собой бечевкой. Эти два дизайна боролись за внимание публики, и хотя одежда Хейма была первой, которую стали носить на пляже, прижился все-таки термин "бикини", придуманный Реаром.

Купальник, придуманный Эльзой Скиапарелли

Купальник Луи Реара

Подъем киноиндустрии и голливудского гламура, который прославил женские формы во всей их полноте, оказал большое влияние на индустрию купальников. В 1952 году Бриджит Бардо снялась во французском фильме "Манина, девушка в бикини". В свои 17 лет Бардо стала одной из первых женщин, снявшихся в бикини на большом экране. Ближе к концу десятилетия, в 1956 году, Бардо снова появилась в бикини в фильме "И Бог создал женщину". Так, постепенно, бикини переставало быть чем-то шокирующим в массовом сознании и становилось все более популярным среди масс.

Купальник Луи Реара

Купальник Луи Реара

Монокини Руди Гернрайха

Дизайнеры продолжали экспериментировать с купальниками на протяжении всей второй половины двадцатого века. Эмануэль Унгаро, Андре Курреж, Джорджио Армани, Оскар де ла Рента и Кельвин Кляйн начали продавать готовые купальники в 1960-х годах. В 1964 году дизайнер Руди Гернрайх выпустил свой культовый монокини. Как первый предмет одежды топлесс, монокини состоял из облегающего низа с высокой талией с бретельками и вырезом. Таким образом, монокини Гернрайха противопоставил консервативную одежду нескромности.

Монокини Руди Гернрайха

Монокини Руди Гернрайха

К концу двадцатого века женские купальники становились все более смелыми и яркими, отражая модные тенденции того времени. Бикини и купальники по-прежнему оставались самыми популярными купальными костюмами, но теперь они отличались высокими вырезами на ногах и топами бикини без бретелек.

21 ВЕК

С 2000-х годов многие тенденции женских купальников двадцатого века пересматриваются в силу цикличности моды. На одном и том же пляже часто можно увидеть купальники 1950-х годов, купальники с высокими вырезами из культового шоу Baywatch и бикини в стиле тини-битси. Женские купальники по-прежнему являются не только функциональной одеждой, но и являются самостоятельными модными предметами женского гардероба. С точки зрения силуэтов в женских купальниках 21 века мало что изменилось, но бренды стали больше учитывать размерные нюансы. Давление, связанное с необходимостью выглядеть определенным образом в купальном костюме, постепенно ослабевает. В то время как двадцатый век стремился искоренить законы, контролирующие женскую скромность, возможно, двадцать первый век станет эпохой, когда женские купальники станут инструментом освобождения от стандартов красоты, которые навязали предыдущие десятилетия.

Agent Provocateur, 25 900 руб.

Agent Provocateur, 25 900 руб.

David Koma (Boutique #7), 49 000 руб.

David Koma (Boutique #7), 49 000 руб.

Eres, 39 500 руб.

Eres, 39 500 руб.

I.D. Sarrieri (Estelle Haute Creation), 50 810 руб.

I.D. Sarrieri (Estelle Haute Creation), 50 810 руб.

Philipp Plein, 65 280 руб.

Philipp Plein, 65 280 руб.

Wolford, 43 200 руб.

Wolford, 43 200 руб.