11 май 2021

Режиссер Анна Меликян об изменениях в индустрии, запретных темах и о «Новом человеке»

Рассказывать истории непросто, но снимать их сложнее. Как это удается хрупкой Анне Меликян? VREMENA GODA MAGAZINE поймали режиссера между проектов и задали несколько вопросов: про карьеру, новые проекты и творческий путь.

Анна Меликян в кинотеатре «Времена Года»
Анна Меликян в кинотеатре «Времена Года»
Платье, Stella McCartney; серьги, браслет, кольцо, всё — David Morris

Анна Меликян — одно из тех имен, без которых не обходится ни один разговор о современном российском кино. Девушка начала разбивать сердца еще с лентой «Марс» почти 15 лет назад и продолжила уверенно завоевывать аудиторию такими работами, как «Русалка», «Звезда», «Про любовь», «Фея», «Трое». Обладательница премий Берлинского кинофестиваля и «Кинотавра» в кадре умеет сочетать сложные смыслы с простыми, признанных артистов с новичками и, главное, не боится экспериментировать ни с темами, ни с жанрами. За это ее любят зрители, критики и, что редкость, даже коллеги по цеху.

Пальто, Agnona; джинсы, Elisabetta Franchi (ALine)
Пальто, Agnona; джинсы, Elisabetta Franchi (ALine)

Про выбор профессии

Когда мы поступили во ВГИК, наш мастер Сергей Соловьев сказал: «Вот вы поступили, молодцы, и вот сейчас задумайтесь: если у вас есть хоть одна причина, чтобы уйти, лучше уходите. Оставайтесь здесь, только если не можете уйти».

Заниматься кино очень непросто, это чаще всего граничит с отчаяньем, страхами и попыткой бегства. Но каждый раз ты почему-то не сбегаешь, а продолжаешь этим заниматься, потому что не можешь себе представить свою жизнь без этого.

Кино не выбирают, оно само тебя выбирает.

Современная женщина в кино более уверенная, она уже не чувствует себя белой вороной в этой абсолютно мужской сфере. Ей уже не надо на каждом шагу доказывать, что и она право имеет. Поэтому она может сосредоточиться на творчестве, а дальше испытывать весь спектр эмоций в кино уже вне зависимости от пола.

Платье, Colombo (Кашемир и Шелк)
Платье, Colombo (Кашемир и Шелк)

Про карьерный путь

Как будто кто-то берет тебя за руку и ведет, чтоб ты оказалась там, где ты должна оказаться, почувствовала то, что должна почувствовать, и потом попыталась рассказать об этом через кино.

Если внутри меня поселилась идея какого-то фильма, значит, я ее сниму. У меня нет спрятанных в стол идей или каких-то желаний, которые кажутся мне неосуществимыми. А что до фильмов, которые я не стала бы снимать, такие, конечно, есть. Это касается, наверное, некоторых тем, которые я ни за что бы не взялась разрабатывать, просто потому, что я чувствую эту связь между творчеством и твоей жизнью. Хочешь ты этого или нет, но то, что ты снимаешь, начинает воздействовать на твою собственную жизнь. Поэтому за некоторые темы я бы не взялась.

Я никогда не рассказываю про будущие проекты. Так уж завелось. Хотя и про прошлые фильмы особенно не люблю рассказывать. Так вот и получается, что я в принципе не люблю говорить про свои фильмы.

Про изменения в индустрии

Меняется в основном только форма выражения, она переливается и ходит по кругу. То было модно клиповое мышление, потом оно надоело, стало модно говорить медленно и многозначительно. Этот период мне нравится больше. А по сути, мне кажется, ничего не меняется: всегда приходят люди, авторы, которые рассказывают о себе, о своих чувствах, со своим уникальным взглядом на мир и своим пониманием мира. И это всегда есть и будет самым интересным в кино — новый человек.

Свитер, Brunello Cucinelli; часы, Bvlgari
Свитер, Brunello Cucinelli; часы, Bvlgari